Форум » Культура » Ганс Христиан Андерсен и его сказки » Ответить

Ганс Христиан Андерсен и его сказки

Тиша: Ганс Христиан Андерсен добился мировой славы при жизни, но до конца своих дней остался одиноким. Некоторые исследователи считают, что великий сказочник Андерсен недолюбливал детей. Как и великий русский писатель Лев Толстой. Действительно, некоторые произведения Андерсена наводят на подобные мысли. Например, в сказке "Девочка, наступившая на хлеб" маленькая героиня расплачивается за свой поступок муками ада - ни больше, ни меньше. В волшебной истории "Красные туфельки" провинившейся девочке справедливый топорик отрубает ноги. Но противники этой версии утверждают, что Андерсен сочинял такие "страшилки", когда его одолевала депрессия или мучила зубная боль. Правда, известен ещё один эпизод, выдающий истинное отношение к детям знаменитого сказочника. Когда Андерсен незадолго до смерти слёг в постель, Копенгаген решил подготовиться к прощанию со своим писателем заранее. Был объявлен сбор средств на памятник. Скульптор пожаловал к писателю с эскизом будущего шедевра. Взглянув на листок, Андерсен пришёл в негодование: "Вы хотите, чтобы я читал сказки в окружении детей, которые виснут на моих плечах и коленях ? Да я и слова не произнесу в такой обстановке!" Скульптор был шокирован, но детей убрал. Андерсен раздражался, когда его называли детским писателем. Этот титул ему казался каким-то легкомысленным. Он считал себя серьёзным писателем для взрослых. И был прав. Предаться страсти с Дюймовочкой Большинство из нас читали сказки Андерсена только в детстве. Но если перечитать книжку во взрослом возрасте, в сказках открывается второй смысл. Причём довольно фривольный. В полной мере постичь значение сказок датского писателя могут только взрослые. Когда-то возмущение современников вызвали "Новый наряд короля" и "Огниво". Критики усматривали в них отсутствие морали и уважения к высокопоставленным особам. Обнажать короля и в таком виде выставлять напоказ до Андерсена ещё никто не решался. А в "Огниве" разыгрывается ещё более фривольная сцена: собака приносит спящую принцессу в каморку к солдату. Он целует её, они вместе проводят ночь, а утром принцесса вспоминает о "удивительном сне"... Эротический подтекст присутствует почти в каждой сказке Андерсена. Снежная королева целует мальчика в губы и с неизвестной целью поселяет в своём ледяном дворце. Гадкий утёнок влюбляется в красавцев-лебедей, причём при виде прекрасных лебедей его охватывает "непонятная тревога", он становится "словно не в себе". Герои "Дюймовочки" вообще одержимы лишь одной маниакальной целью - поскорее предаться страсти с этой маленькой девочкой. Андерсен писал легко. Даже большие истории рождались всего за одну ночь, самое долгое - два дня. Однажды его знакомый в шутку сказал: "Ну напишите нам новую, забавную историю. Вы ведь можете написать даже о штопальной игле!" И Андерсен написал историю жизни штопальной иглы. "Сказки сами приходят ко мне, - говорил Ганс Христиан. - Их нашёптывают деревья, они врываются с ветром..." Но есть у его сказок закономерность - они все грустные. И далеко не все имеют счастливый финал. Знаменитая сказка "Тень" закончилась смертью человека и победой Тени. Столь же невесёлый конец в истории про ночной колпак: хозяин колпака умер в холодном безлюдном доме. А стойкий оловянный солдатик превратился в комок олова в пламени камина. Из 156 сказок, написанных Андерсеном, 56 заканчиваются смертью героя. Среди них и "Русалочка". Об этой истории Андерсен говорил, что "она - единственная из моих работ, которая трогала меня самого". Спустя годы в Копенгагенской бухте появится скульптура Русалочки, которая станет символом столицы Дании... Король сказки В последние годы жизни Андерсен почти не выходил из дома. Писатель хандрил и пребывал в глубокой депрессии. Он постоянно вёл дневник, записывая туда все приступы боли и малейшие изменения в самочувствии. В 1872 году на свет появились две последние сказки - "Рассказ старого Йохана" и "Тётушка - зубная боль". Обе истории Андерсен посвятил самому себе. Он всерьёз считал, что количество зубов во рту влияет на его творчество. Возможно, так оно и было. В январе 1873 года Ганс Христиан потерял последний зуб и тут же перестал сочинять. "Волшебные истории больше не приходят ко мне. Я остался совершенно один", - записал Андерсен в дневнике. Если бы Андерсен увидел свои похороны, состоявшиеся 8 августа 1875 года, он испытал бы, вероятно, некоторое удовлетворение. Так грустно шутили его друзья. На похороны Андерсена пришли бедняки и знать, студенты, иностранные послы, министры и сам король Дании. "Казалось, в тот день жителям Копенгагена нечего было делать, кроме как хоронить Ганса Христиана Андерсена", - писал очевидец. В Дании был объявлен национальный траур. В газете напечатали стихотворение: В могилу наш король сошёл, И некому занять его престол.

Ответов - 117, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Тиша: Андерсен боялся отравления, ограбления, соблазнения и сумасшествия; собак и потери паспорта; смерти от руки убийц, в воде, в огне и возил с собой веревку, чтоб в случае пожара вылезти в окно; погребения заживо, и клал у постели записку "На самом деле я не умер"; трихинеллеза, и не ел свинины; был подвержен агорафобии и свирепой ипохондрии; тревожился, что не так заклеил и неправильно надписал конверт; неделями переживал, что переплатил за билет или книгу. Всю жизнь мучался от зубной боли, а в старости у него болели даже вставные зубы. И, конечно, был страшно мнителен по части своей наружности - ему казалось, что над ним смеются. Над ним и смеялись. Отношения с жизнью никогда не бывают односторонними: если это любовь, то только взаимная. Нельзя с нелюбовью относиться к жизни и ждать любовных флюидов в ответ. Только тот, кто боится быть смешным, плюхается в лужу. Андерсен вдумчиво позировал перед фотоаппаратом: известно более полутораста его портретов. Он считал свой правый профиль выигрышнее левого, подолгу изучал снимки - словно каждый раз надеясь, что увидит нечто иное. Он умер девственником, мучаясь страхом так и не совершенного греха. Влюблялся, хотел жениться, но добропорядочных женщин пугал: его любовные письма так безумно пылки, что уже и просто безумны. Легко предположить, что такова и была их истинная глубинная цель: напугать и оттолкнуть. Во всяком случае, от этих женщин он слышал ответ, вложенный им в уста героини истории "Под ивою": "Я всегда буду для тебя верною, любящею сестрою, но... не больше!" Что до женщин недобропорядочных, то их Андерсен боялся так, как боится, вожделея, любой подросток: ощущение, известное каждому мужчине, с той лишь разницей, что подростковость Андерсена длилась до старости. 29-летним в Неаполе он записывал в дневнике впечатления от встреч с уличными проститутками: "Я все еще невинен, но кровь моя горит". А будучи за шестьдесят, ходил в бордели - не на родной Остергаде, а в Италии и особенно в Париже - но только беседовал со шлюхами, которые удивлялись и даже настаивали, но он уклонялся. Позднейшие исследователи, конечно, выявили Андерсена-гомосексуалиста и Андерсена-педофила. Действительно, его письма к сыну своего покровителя Эдварду Коллину, танцовщику Шарфу, молодому герцогу Веймарскому - вполне "любовные" на сегодняшний вкус. И трудно не содрогнуться, читая: "Мне нравятся дети... Я частенько подглядываю за ними сквозь гардины... Ну и потеха наблюдать, как они раздеваются. Сначала из-под рубашонки выныривает круглое плечико. За ним ручонка. Или, вот, чулок. Его стягивают с пухлой ножки, тугой, в ямочках, и, наконец, появляется маленькая ступня, созданная для поцелуев. И я целую ее". Все так, однако потомкам легко перепутать изыски сентиментального стиля с саморазоблачениями. Вот что несомненно в сказках и историях Андерсена - крайняя жестокость по отношению к женщине. И шире - к молодой цветущей красоте. Обилие смертей ошеломляет - на уровне кинотриллеров. В андерсеновских сказках часто мучаются и умирают дети, но больше всего достается девушкам: "Палач отрубил ей ноги с красными башмаками - пляшущие ножки понеслись по полю и скрылись в чаше леса". В этой зловещей мультипликации звучит мотив прославленной "Русалочки" - надругательство над женским телом. Бронзовый памятник страху телесной любви стал символом Копенгагена. К этой статуе идет поток туристов - от Новой королевской площади мимо монументальной Мраморной церкви, мимо уютного православного храма, мимо элегантного дворца Амалиенборг с одной из самых изящных в Европе площадей: мимо всей этой рукотворной красоты - к рукотворному воплощению ужаса перед красотой. Русалочка сидит у берега на камне, поджав хвост, склонив голову, которую однажды ночью отпилил такой же неутоленный мастурбатор, как Русалочкин создатель. Его так и не нашли, а голову приделали новую, не хуже прежней - не в голове ведь дело. Странно, если вдуматься, что талисманом полного красивых женщин, свободного в нравах, теплокровного города стала девушка, которую оснастили рыбьим хвостом, навсегда сдвинув ноги.

Тиша: Не "опускала" я Андерсена. Мое отношение к нему двойственное. С одной стороны - великий и хрестоматийный. Вроде бы надо любить и чтить. Но помню, что в детстве мне его сказки не нравились. Самая приятная и жизнеутверждающая - о гадком утенке. И то - было бесконечно жаль так реалистично затюканного всеми малыша. Почему-то, гораздо больше, чем братца Иванушку в русской сказке. Некоторые - вообще не понимала. Некоторые - нагоняли тоску и боль. Хотелось плакать. Что называется, навевали депрессняк. Своей безысходностью, невозможностью перебороть обстоятельства, безнадегой. Настроение от его сказок всегда портилось. Оловянный солдатик, Русалочка - жуть.... От таких сказок веет мраком и тоской. Особенно в полном варианте, без купюр. Это скорее притчи для взрослых, написанные несчастным человеком с кучей комплексов.

Сказочка: Тиша! А откуда этот текст? Вы его автор или есть другой?


Тиша: Не я, конечно. Я не андерсоновед. Ссылочку дам . Попозже.

Selena: Действительно, откуда текст? Я его искала очень долго. Ну или очень похожий - комментарии в документальном фильме про Андерсена. Есть ещё художественный фильм про него. Он действительно такой был. Занудливый, вечно больной и мизантроп. Но в сказках его что-то есть. Правда может только в адаптированных? У него была несчастная любовь - к одной известной певице. Она его отвергла и вероятно чувство к нему отразилось на её лице. Наверное с тех пор он и возненавидел женщин.

Наташка: Ох, Тиша...Если вооружиться "скальпелем психиатрии", то - у ВСЕХ великих и просто крупных писателей (и не только писателей) - можно найти ТАКОЕ количество отклонений отнормы, что - дурдом отдыхает. Что касается эротики, то - стоит вспомнить факт, что сказки Ш.Перро практически не издавались в полном варианте - с весьма интересными комментариями автора в стихах, завершающими сказку. Откровенно фривольными, замечу (книжки под рукой нет, а наизусть не вспомнить, к сожалению), и - полностью переворачивающими смысл истории, изложенной в прозе (рука мастера!!!) Андерсен же - действительно грустен, даже трагичен. Я - боялась многих его сказок в детстве. Но - читала и перечитывала. Но кто сказал, что детей надо "держать под колпаком", забывая им дать понятие о...той же смерти. Лирически, полу(?) сказочно - чрез Андерсена - это так просто. Все равно ведь - всякое в жизни бывает... Мы недавно с сыном читали "Без семьи" - в этой книге погибают, и трагически - многие герои: милые, добрые, симпатичные. И собаки - друзья и спутники Реми, и обезьнка Душка...Сын плакал (я - тоже). Значит - ЧЕЛОВЕК растет, способный не только "над вымыслом слезами облиться", но и - посочувствовать реальному горю.

Тиша: Ссылки нашла: http://andersen.com.ua/tales.php http://andersen.com.ua/articles.php Наташа, насчет комплексов великих - все понятно. Но не хочу их комплексы переносить на себя. Андерсен, особенно не адаптированный, меня угнетал и угнетает. Помню, мне было очень тяжело от "Детей подземелья" Короленко. От фильма "Матрос Чижик". Может, я слишком впечатлительна. Кому-то такая литература лишь к сведению - вот, мол, как в жизни бывает, мне - личное горе. Потому люблю жизнеутверждающую литературу. Я даже Цветаеву люблю только раннюю.

Сказочка: Сказки. Они пишутся не только самим автором. Рука пишет, а текст идёт извне. Писания писались не людьми. Это просто людьми они записывались. Пишущие исполняли доверенное им. И сказки. И музыка. Если,конечно это не примитивные вещи. Пару дней назад посмотрела "Русалочку". Шла по детскому каналу. Дочь смотреть села. Я просто, не ожидала, что увижу закрытый до этого, новый смысл. Раньше видела что-то другое. А этот раз просто не могла прийти в себя. В этом и есть сила гениальности. То что снова, прочитывая произведение, открываешь для себя совершенно непонимаемые ранее вещи. Каждый открывает для себя подсказки в то время, когда готов их увидеть."Готов ученик, готов ему и учитель". Обретя некоторое понимание, видишь и открываешь то,что к чему ты уже готов. Сейчас пишу это, и почти уверена, что не поймут. А поймут только те, кто готов. Как и в любом "не слабом" произведении, есть смысл, который открывается, в зависимости к готовности понимания его. Этих пониманий много. Видеть подсказки, даже явно не указанные, а "собирательно". Сколько ступеней к пониманию? А это зависит от понимающего. Пронзительная музыка к фильму. Пронзительное чувство, которое проходит через весь фильм. Грустный сюжет. Ясно, что это аллегория, но разве в жизни такого нет? Смысл -- просто потому, что любимый образ просто ЕСТЬ и всё! Но ОН такой недосягаемый и недоступный! И от этого печальный. Русалочка - это недоступность и невозможность желаемого. Любить просто так, потому что ОН есть! И совсем для этого не обязательны раздвинутые ноги. Это то, что тоже есть в этой сказке.

Наташка: Cказочка! Что делать ногами - уже неважно, если каждый шаг - мука. И если нож выпадает из руки, хотя выбор: либо он, либо ты...Глупо, конечно, но я сейчас - сама "исследую" именно эту ситуацию, в прозе (брошу или нет???), только до Вашего поста Русалочку не вспоминала, хотя героиня (редкостная стерва, случайная героиня, запоздалый кумир) - еще до начала повестования - так и поступила. Да еще случайно предотвратила терракт (при этом и погибла). Это я - позднего Белля начиталась, с его "Групповым портретом с дамой" - сплю. Тиша! Что значит "переносить комплексы"? По большому счету, если Вас от Андерсена колотит, значит - Вы с ним обладаете одной природой этих "патологических защит". Я - люблю всякую хорошую литературу, жизнеутверждающую, и - не очень. Дело в том, что "негуманная" ХОРОШАЯ литература - она просто идет "от противного", может быть, заставляя плакать, но - тоже утверждая жизнь.

Ada: Сказочка писала: Любить просто так, потому что ОН есть! И совсем для этого не обязательны раздвинутые ноги. Сказочка, Вы чудо :)

Ada: Андерсен -- не больной (хотя и знатный МДПсихотик), он -- художник-трагик. И поэтому он вне диагнозов. Он дает своему читателю катарсис -- высшее, что может дать художник в своих произведениях. "Я так думаю, сказал Винни-Пух".

Наташка: Да кто из нас здоровый-то??? Профессиональная шутка психиатров: здоровых нет, есть - необследованные. А вот Андрюхе - Андерсен пока малоинтересен. Ему - все про крутые приключения узнавать хочется.;-) До "Тома Сойера" дорос, что ли? А я - и не заметила.

Selena: Сказочка действительно чудо.

Тиша: Наташка пишет: цитатаДело в том, что "негуманная" ХОРОШАЯ литература - она просто идет "от противного", может быть, заставляя плакать, но - тоже утверждая жизнь. У меня была знакомая, которая любила книги про концлагеря читать. "Почему?", - спросила я. "Чтобы сильнее фашизм ненавидеть". Мне не нужно для того, чтобы ненавидеть фашизм прочитать гору книг о концлагерях. Мне достаточно одной. Ada пишет: цитатаАндерсен -- не больной (хотя и знатный МДПсихотик), он -- художник-трагик. И поэтому он вне диагнозов. Если художник только трагик - это ли не диагноз? Шекспир писал замечательные комедии. Потрясающие трагедии. Это нормально. Это говорит о том, что человек ощущает жизнь во всех ее ипостасях. А если сплошная меланхолия под руку с ипохондрией - нормален ли их носитель? Я не спорю, что Андерсен местами очень берет за душу. Но - как писатель для взрослых. А там, где тематика более детская, очень заметно, что детей он не любит, а только назидает и запугивает их. Чтобы боялись и слушались старших.

Selena: Тиша А давайте отделим Андерсена от его книжек? сам он действительно жуткий тип, но когда писал свои сказки, то Сказочка пишет: цитатаРука пишет, а текст идёт извне И он не всегда мог испакостить то светлое, что к нему шло. Это как приём телевизионного сигнала - чем старее телевизор или неисправнее, тем хуже качеством картинка, но нас всё равно берёт за душу то изначально хорошее, что было в оригинале.

Вера: Я Андерсену безмерно благодарна за «Русалочку». И Тише благодарна за то, что она пробудила мои воспоминания. Я в детстве за неимением телевизора слушала радио. Книги Андерсена тогда достать было трудно. Однажды по радио прочитали «Русалочку». И я, будучи еще ребенком, поняла, что такое любовь, какая она мучительно прекрасная и печальная. Потом, в жизни, я рано или поздно подходила к этой печали: когда понимаешь, что человек, которого любишь, не такой, каким он был в твоих мечтах, и никогда таким не будет! И все равно, даже такая любовь – это невыразимое счастье. Я так долго была под впечатлением этой сказки, так просила родителей достать книжку, что они в конце концов ее достали. И сказки мне понравились, потому что они были необычными, как-то не по-детски серьезными. А фильмов тогда никаких не было, только текст и собственные фантазии. Русалочку было жалко до слез, но со мной осталось это предчувствие любви. Поэтому впечатление было не трагичным, осталось чувство, о котором Пушкин сказал «Печаль моя светла». А вот «Дети подземелья», «Белый пудель» и особенно «Шинель» Гоголя вызывали то ощущение безысходности, о котором написала Тиша. Тиша, если Вы любите жизнеутверждающую литературу, почему у Вас такая грустная аватара?

Сказочка: Селена поняла.

Наташка: Тиша! Дети, как и взрослые - очень разные люди. Более того - в 6-7 лет человек, конечно не обладает опытом, и кажется наивным и "маленьким", но он - уже тот же "взрослый", котрорым ВНЕШНЕ ему только предстоит стать. Я вообще с трудом представляю, что такое "детская литература". Во всяком случае - хоршо помню чувство неловкости, когда приходилось сталкиваться с "детскими" авторами. Вроде как - за дуру принимают, а ответить достояно - некому. И это же сейчас - вижу в сыне, котрому в октябре исполнится 7. Конечно, читать, чтобы "ненавидеть фашизм" - все-таки благовидный предлог. Хотя я - с наслаждением бы перечитала "Пассажирку" (зачитали!!!), и от "Репортажа с петлей на шее" оторваться не могла. Нет, не из ненависти - меня потрясла та СИЛА человеческого духа, которая смогла победить немыслимые страдания. "Искра жизни" любимейшего Ремарка - оттуда же. А Андерсен (которого СОВЕРШЕННО не тянет перечитывать) остался - Русалочкой, расползающейся по палубе, когда Принц с женой еще не проснулись, Матерью, доровольно отдающей ребенка Смерти, узнав, что должна выбрать: он (неудачник и страдалец) или ребенок, жизнь которого будет полна Радости...Пожалуй - все. "Детей надо драть, тогда из нах вырастают настоящие разбойники" - это уже Шварц.

Тиша: Вера пишет: цитатаТиша, если Вы любите жизнеутверждающую литературу, почему у Вас такая грустная аватара? Она не грустная. Она - пытливая. Котик только глазки распахнул, во все всматривается с любопытством и интересом. Ну, и страшно ему немного. Маленький он. Selena пишет: цитатаА давайте отделим Андерсена от его книжек? Иногда это возможно. Но зачастую - нет. Все - спать, спать. Всем - спокойной ночи.

Ada: Тиша, больных на голову людей -- пруд пруди... Вяло депрессирующих по жизни -- через одного, со спонтанными всплесками какой-то бурной деятельности -- то есть МДПишников -- наверное, шестая часть населения планеты. А Андерсенов -- только один. Мне, честно говоря, совсем неважно, чем он был болен -- в контексте его творчества. Как говорится, мы не за это его любим . Хотя, с точки зрения психологии творчества -- тут можно копать и копать, наверное, и много открытий сделать, кто ж спорит. А Шекспир... Ну что их сравнивать, на весы класть? Конечно, Шекспир -- "тяжелее". Однако, при очень даже небольшом желании, и у Шекспира можно такие закидоны обнаружить, что ой. Женоненавистничество -- в первую же очередь. А веселенький конец для Ромео и Джульетты? Ведь -- все шло к прекрасному концу -- а вот фигвам, получите два теплых детских трупика (Джульетта-то -- совсем девочка была, и 14-ти ей не исполнилось. Ромео тоже почти ребенок). В общем, не так все просто в этом датском королевстве. Ладно, пойду я тоже спать...



полная версия страницы